×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 137

Борис Иванович Васильев много лет назад стал икать своего отца – Ивана Архиповича. Вернее, его могилу. В письме, написанном командиром роты, говорилось: «Уважаемая Вера Родионовна! Ваш муж Васильев Иван Архипович погиб смертью храбрых в боях за Родину с немецкими оккупантами 4.II.1942 г. за деревню Крюково. Как командир роты, я могу сказать Вам, что муж Ваш был примерным бойцом, мужественным, дисциплинированным и преданным до конца делу Ленина-Сталина. Не отчаивайтесь и не падайте духом, дорогая Вера Родионовна. Желаю Вам всего хорошего. Былинкин».

Итак, была единственная зацепка – деревня Крюково. Но где эта деревня? В какой области? Борис Васильевич писал в какие-то инстанции и получал казенные ответы: «не значится», «документы не обнаружены», «сведений нет». Тогда за дело взялся Александр Васильевич Васильев… Конечно, ему проще: он в Москве живет, ближе ко всем архивам и высоким инстанциям.
Александр Васильевич и Борис Иванович Васильевы – двоюродные братья. Оба родом из Верхнего Авзяна.
Александр Васильевич по профессии художник. Человек интеллигентнейший. И очень настойчивый. Поначалу он получал такие же стандартные ответы на свои запросы об Иване Архиповиче (он ему приходится дядей): «В какой воинской части проходил службу, где, при каких обстоятельствах пропал без вести, сведений и донесений нет» - это ответ из Центрального архива Министерства обороны.

«В картотеке погибших, умерших от ран и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Московской области ВАСИЛЬЕВ И.А. не значится. Населенных пунктов Крюково Московской области насчитывается двенадцать» - это ответ из книжной редакции «Книга Памяти».
Итак, деревень Крюково в Московской области - двенадцать. Дотошный Александр Васильевич написал письма во все эти деревни, во все сельсоветы, но все безрезультатно. Следы Ивана Архиповича нигде не обнаруживались…
А в Тверской области (туда Александр Васильевич тоже писал) было 20 деревень Крюково — об этом грустно сообщил военный комиссар области в своем ответе и порекомендовал обратиться в Центральный архив Министерства обороны.
Круг замкнулся.
Александр Васильевич своими запросами добрался до Смоленщины…
И где только нет деревень с названием Крюково! В Сычёвском районе Смоленской области их во время войны было две… Александр Васильевич уже как за соломинку ухватился за этот факт. И не прогадал! Неожиданно он получает ответ из Сычёвского района, от председателя районного совета ветеранов Н.Г. Манько, которому написал письмо с просьбой помочь найти могилу своего дяди Ивана Архиповича.
Александр Васильевич и его брат Борис Иванович читали эти строки со слезами на глазах: «На территории обеих деревень в 1941-1943 годах шли жестокие бои. Я внимательно прочитал письмо командира полка Вере Родионовне, датированное 7 апреля 1942 года. Дело в том, что мне приходят сотни подобных писем, так что выяснить все подробности для меня не составило большого труда. Если бы оно попало ко мне раньше, то уже тридцать лет вы могли бы приезжать на могилу своего дяди. Теперь о том, что удалось установить по поводу вашей просьбы: Васильев Иван Архипович 1914 года рождения, уроженец с. В.-Авзян Белорецкого района БАССР, погиб 4 февраля 1942 года в районе д. Крюково Сычёвского района Смоленской области. По номеру полевой почты мне удалось установить, что он воевал в 262-й стрелковой дивизии. В 1954-1956 годах производилось перенесение останков из одиночных могил на братское воинское кладбище (расположено в Сычёвке). Фамилия вашего дяди внесена в Памятный альбом этого кладбища под № 4677».
Все!
Александр Васильевич Васильев после этого письма взял карандаш и нарисовал портрет Ивана Архиповича, а также сделал эскиз памятной плиты, чтобы установить ее на братской могиле.

Источники:

Калугин, И. У деревни Крюково [Текст] : [Васильев И. А. , уроженец с. В.-Авзян, погиб 4 февраля 1942 г. в районе д. Крюково Сычёвского района Смоленской области] / И. Калугин // Белорецкий рабочий. – 2015. – 7 февраля. – С. 2.

 

 

АВЗАЛОВА ЗИЛЯ МИНГАЖЕЕВНА

Родилась 3 января 1958 году в д. Габдюково. Воспитывалась в многодетной семье. Училась в БГУ и Челябинском педагогическом университете. С 1979 года работает в районной газете «Урал». Член Союза журналистов РФ и РБ. Пишет на разные темы, печатается в районных и республиканских газетах.

Основные публикации:

Думая об истории : стихи // Урал. - 2009. - 16 июня.

Крестная : рассказ // Урал. -2007. - 3 ноября.

Лариса : рассказ // Урал. - 2009. - 25,28, 30 апреля, 2, 6 мая.

Опоздавшая любовь : рассказ // Время собирать драгоценности. - Учалы, 2006.- С.256 - 262.

Подарок : рассказ // Урал. - 2006. - 2 февраля.

Счастье матери : рассказ // Урал. - 2006. - 23,28 ноября.

Счастье материнства : рассказ // Башк. кызы. - 2009. - №2.

 

ВАЛИУЛЛИНА ФАРИХА НАЗЫРБАЕВНА

Родилась 27 января 1956 года в д. Рысыкаево. После окончания средней школы в д. Шигаево работает почтальонкой. Окончила Стерлитамакский педагогический институт. Во время учебы занимается в литературно – творческом кружке «Ашкадар». Печатались рассказы в альманахе «Молодые силы». С 1981 года работает в редакции газеты «Урал». Пишет рассказы, новеллы.

Основные публикации:

Буран в марте : рассказ // Урал. - 2008. - 4 марта.

Живое лекарство : рассказы. – Уфа : Китап, 1998.- 40 с.

Закружила любовь вихрем… : рассказы // Урал. - 2011. - 1 января.

Кажется забыла : рассказ // Урал. - 2006. - 2 ноября.

Кто сбил сосульку? : рассказы для детей. – Уфа : Китап, 2009. – 24 с.

Куршауыл : юмореска // Урал. - 2008. - 1 апреля.

Не теряя надежды… : рассказ // Урал. - 2006. - 14 ноября.

Невестушка : рассказ // Время собирать драгоценности : стихи и проза. - Учалы, 2006. - С. 242 - 255.

Позднее раскаяние : рассказ // Урал. - 2010. - 22, 24 июня.- С. 3.

Там, где растет курай… : рассказ // Агидель. - 2002. - №3.- С. 72 - 80.

 

ГЛУХОВЦЕВ ВСЕВОЛОД ОЛЕГОВИЧ

Уфимский предприниматель, ученый, писатель. Родился 12 января 1965 года в городе Белорецке в семье служащих. Окончил Уфимский нефтяной институт в 1987 году, служил в армии. В 1999 г. закончил аспирантуру на кафедре философии (Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, г. Москва), кандидат философских наук. Работал инженером, директором МП и Колледжа бизнеса, доцент Всероссийского заочного финансово-экономического института (филиал в г.Уфе).
Сочинять в жанре «фэнтези» начал с 90-х. Публиковал рассказы в журналах «Бельские просторы», «Сутолка», газетах «Вечерняя Уфа», «Истоки». В 1997 году в Уфе опубликовал повесть «Перевал Миллера», через пять лет признанную «интересной» и в Москве... В 1999-м вышла фантастическая повесть «Полнолуние». В соавторстве с А.Самойловым в издательствах Москвы и Санкт- Петербурга изданы три романа. Написанный в соавторстве с уфимским писателем Э. Байковым, последний роман «Рой» вышел в 2010 году. Пишет так же и реалистические рассказы. Автор нескольких научных публикаций.

Основные публикации:

Глуховцев, В. Башня под облаком : рассказы / В. О. Глуховцев. – Уфа : Информреклама, 2001.

Глуховцев, В. Бог сумерек : роман / В. О. Глуховцев, А. Самойлов. — Москва : АСТ, 2003.  

Глуховцев, В. Перевал Миллера : повесть / В. О. Глуховцев. — Уфа, 1997.

Глуховцев, В. Полнолуние : фантаст. повесть / В. О. Глуховцев. – Уфа : Информреклама, 1999.

Глуховцев, В. Последний переход : роман / В. О. Глуховцев, А.Самойлов. — Санкт-Петербург : Лениздат, 2008.

Глуховцев, В. Смерти нет : роман / В. О. Глуховцев, А. Самойлов. — Москва : Азбука-классика, 2006.

Глуховцев, В. Рой : роман / В. Глуховцев, Э. Байков. – Москва : Крылов, 2010.

 

САИТГАЛИНА РАСИМА РАМАЗАНОВНА

Родилась 17 января 1950 года в д. Усмангали. В 1977 году окончила Стерлитамакский педагогический институт. Работает учителем в Инзере В своих стихах прославляет родину, высказывает свои мысли о современной жизни. Занимается переводами стихотворений русских поэтов.

Основные публикации:

Белорецк : стихи // Урал. - 2001. - 11 сентября.

Музыка дочерей Инзера. - Белорецк, 2007.

Подснежник : стихи, переводы. - Белорецк, 2005.

Самый дорогой человек : стихи // Урал. - 2008. - 6 марта. – 5 с.

 

САЛИМЬЯНОВА МУНИРА САЛИМЬЯНОВНА

 


Родилась 1 января 1971г. в д. Аисово, Белорецкого района. Писать начала еще в школьные годы. После окончания школы, в 1986 году училась в Белорецке. Проживает в Инзере. Работает поваром в столовой СОШ №2 с. Инзер. Пишет стихи о жизни, творчестве, любви.

Основные публикации:

Люблю стихи : стихи // Время собирать драгоценности. - Учалы, 2006.

Промолчала : стихи // Урал. - 2008. - 6 марта.

МУЛДАШЕВ ЭРНСТ РИФГАТОВИЧ

Д. м. н.,(1995) профессор, хирург-офтальмолог высшей категории, директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии, почетный консультант Луисвильского ун-та (США), член американской академии офтальмологии, действительный член Международной АН, МС по туризму, трехкратный чемпион Советского Союза. Родился 1.01.1948 г в с. Серменево Б. р-на БАССР. Окончил Серменевскую среднюю школу, Баш. гос. медицинский университет (1966-1972). Трудовую деятельность начал в Уфимском ин-те глазных болезней врачом – офтальмологом. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, в которой сформировал новые подходы к восстановительной хирургии глаза. В 1990 основал Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, единственный в России специализирующийся в данной области, научно, лечебно-профилактический и учебно-методический комплекс. 1995 г. защита докторской диссертации по использованию изобретённого им Аллопланта в пластической хирургии лица. Под его руководством разработано 82 вида новых трансплантатов для пластической и глазной хирургии. Были организованы 4 научные гималайские и тибетские экспедиции. По результатам 1 гималайской экспедиции, Мулдашевым написана книга «От кого мы произошли». Им была издана серия книг «В поисках города богов» 1 том «Трагическое послание предков» 2 том «Золотые пластины Харати», 3 том «В объятьях Шамбалы». Медаль «За выдающиеся заслуги перед отечественным здравоохранением».

Библиография: Белорецкая энциклопедия. – Белорецк : (И.П. Абдуллин Р.К.), 2007. - 260 с., илл.

СИРАЖЕТДИНОВ ГИЛМИ АКМУЛЛОВИЧ

Родился 1 января 1918 года в Серменево, Белорецкого района. Учился в Белорецком металлургическом колледже. В работал оперативным уполномоченным, в годы Великой Отечественной войны ( 1944 г). сражался на Украинском фронте, домой вернулся в 1946 г. Работал в Белорецком городском комитете КПСС. Активный общественный деятель, член Совета ветеранов города, лектор общества «Знание». Умер в июне 2008 г. Печатал в газете «Урал» свои прозаические произведения.

Основные публикации:

Копье Даутова : повесть. – Белорецк : Белорецкий Дом печати, 1998.

Кушъелга : рассказ // Урал. - 2007.- 19,24,26 апреля.

 

СУЛЕЙМАНОВА (ШАЙМАРДАНОВА) ЗУЛЬФИРА ЗУФАРОВНА

Родилась 4 января 1959 г. в д. Толпарово, Гафурийского района   Республики Башкортостан. В 1967 году окончила факультет филологии в БГУ. Работала в газете «Ленинцы». С 1988-1996гг проживала с семьей республике Латвии. С 1997 года проживает в г. Белорецке, работает в редакции «Урал» корреспондентом. Стихи публиковались на страницах республиканских газет и журналов. Первый сборник стихов вышел в 1996 году.

Основные публикации:

Огонек-радуга : стихи. – Уфа : Китап, 2009. – 22 с.

Поэтические тамги : сборник стихов. – Уфа : Китап, 2001. – 478 с.

Разноцветье (Нагыш) : сборник стихов. – Уфа : Китап, 1996.

ХАММАТОВ ЯНЫБАЙ ХАММАТОВИЧ

Баш. сов. прозаик, член СП РБ с 1966, Заслуженный работник культуры РСФСР. Родился 16.01.1925, д. Исмакаево Белорецкого р-на БАССР – ум. 2000, Уфа. С малых лет работал на Верхнее - Авзянском золотом прииске, участник Великой Отечественной войны. С 1946 года работает в Белорецком райкоме ВЛКСМ вначале инструктором, потом зав. орготделом, а затем и первым секретарем. В 1949 по 1966 работает в Башкирском обкоме ВЛКСМ, зам. нач. политотдела треста «Башзолото», инструктором обкома КПСС, предс. Абзелиловского райсовета, нач. отдела Министерства внутренних дел БАССР. С 1966 г. полностью посвящает себя литературному труду.

Основные публикации:

Грозовое лето : роман. – Москва, 1978.

Золото собирается крупицами : роман. – Уфа, 1966.

Руда : роман. – Уфа, 1980.

Салават – батыр : роман. – Уфа, 2000.

Северные амуры : роман. – Уфа, 1983.

Юргашты : роман. – Уфа, 1987.

 

ШАГИБЕКОВ НУРИМАН КАРИМОВИЧ

Писатель – прозаик, журналист. (16.01.1936 д. Исмакаево Б. р-на - 09. 01 2000 г. Б.). Детство прошло в пос. Тукан. Автор многочисленных рассказов и повестей («Прими их души, Господи!», «Хитрован из Хитровки», «Эта боль…», и др.).

Библиография: Белорецкая энциклопедия. – Белорецк : (И.П. Абдуллин Р.К.), 2007. - 260 с., илл.

 

Миронов Вадим Николаевич
(7.01.1929 -20.07.1979)
Журналист, поэт. Член Союза писателей СССР

 

Я по земле немало колесил
И с затаённой гордостью, бывало,
В далёких городах произносил
Значительную фразу:
- Я с Урала.

В. Миронов

Родился 7.01.1929 г. в Белорецке. Окончил Белорецкий металлургический техникум, позже учился в литературном институте им. М. Горького. В Белорецке Вадим Николаевич работал в городской газете, занимался переводом стихов с татарского и башкирского языков. Печататься начал в местных газетах «Металлург», «Белорецкий рабочий», «Урал». Стоял у истоков городского литературного объединения «Плавка». Стройный, элегантный, остроумный, интеллигентный, с вдумчивым взглядом – таким он остался в памяти белоречан, которые его знали. Вадима Миронова вместе с поэтом из Гафурийского района Геннадием Молодцовым, можно считать зачинателями профессиональной русскоязычной поэзии в Башкортостане. Первый поэтический сборник В. Н. Миронова «В родном краю», вышедший в уфимском издательстве в 1952, привлёк внимание известных башкирских поэтов К. Даяна и М. Карима. С 1966 жил в Челябинской области, работал в газете «Магнитогорский рабочий», публиковался в газете «Челябинский рабочий» и журналах «Урал», «Октябрь». В то время дружил с известным уральским поэтом Борисом Ручьевым. Посвятил тому несколько стихотворений. С 1970 г. уже в Челябинске В. Н. Миронов работал в газете «Челябинский металлург», в 1973-79 гг. - директор Челябинского бюро пропаганды СП СССР. Стихи Вадима Николаевича вошли в антологию «Поэты Урала», печатались в журналах «Смена», «Юность», «Урал», «Дружба народов», «Нева», «Октябрь». Поэт рассказывает о родной уральской земле, природе, размышляет вместе с читателем о высоком назначении любви и дружбы, о человеческой доброте и чуткости. Отдельное место в творчестве занимает тема памяти о горьких и героических годах Великой Отечественной войны. В 1976 вышел его последний поэтический сборник «Рукопожатье», высоко оцененный критиками. Автор готовил к печати новую рукопись, из которой были убраны резкие и честные строки о царившей в стране и обществе атмосфере застоя. Писатель тяжело переживал это, а также возникший в писательском союзе раскол и незаслуженные обвинения в свой адрес. Его жизнь трагически оборвалась летом 1979. Прожив недолгую, но очень яркую жизнь, Вадим Николаевич Миронов оставил нам пять поэтических сборников, и множество публикаций в периодических изданиях. Среди нас живут удивительно светлые стихи поэта, как светлая память о нем.

Основные публикации:

Миронов, В. Рукопожатье [Текст] : стихи / В. Миронов. - Челябинск, 1976.

Миронов, В. Верю тебе, человек [Текст] : стихи / В. Миронов. - Уфа, 1965.

Миронов, В. В пути [Текст] : стихи / В. Миронов. - Уфа, 1956.

Миронов, В. Сердце зовёт [Текст] : стихи / В. Миронов. - Уфа, 1954.

Миронов, В. В родном краю [Текст] : стихи / В. Миронов. - Уфа, 1952.

Интернет-ссылки:

http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1528

http://libmap.bashnl.ru/node/193

http://chel-portal.ru/encyclopedia/Mironov/t/10760

 

Мой город

Сколько лет он был провинциальным,
Сколько лет был темным и глухим!
Над рядами домиков печальных
Стлался горьковатый черный дым.

Он угрюмо брался за работу,
Затерявшись в сумрачных лесах,
И на крышах, словно капли пота,
Выступала крупная роса.

А когда вдали закат багровый
Догорал в огне скупых лучей,
Задвигал он наглухо засовы
Всех своих калиток и дверей.

И над ним с церковной колокольни
Плыл всегда один и тот же звон –
И в кануны праздников престольных
И в минуты скорбных похорон.

Так и жил бы он в нужде и горе
Век за веком, словно день за днем,
Если бы однажды на «Авроре»
Не ударил грозных пушек гром.

…Я иду по городу родному.
Над заводом, около реки,
Как – то удивительно знакомо
Весело скликаются гудки.

А вокруг асфальт широких улиц
В снежном
Высшей пробы серебре.
Вот дома в сто окон улыбнулись. Повернувшись к утренней заре.

Новые дворцы, проспекты, скверы…
Шум «Побед» почти неуловим…
Кто бы сорок лет назад поверил,
Что мой город станет вот таким!

Он плечами раздвигает горы,
Дымкой чуть заметною повит,
Кажется, что мой любимый город
«С добрым утром!» солнцу говорит.

Я смотрю на радостных прохожих
И невольно вижу все ясней,
Что судьба у города похожа
На судьбу людей.

Все чаще снится

Все чаще снится старый дедов дом,
Где в окнах кружевные занавески,
И белолобый камень над прудом,
И каланча – свечой над Белорецком.
Во сне по тихим улочкам иду,
Приветливо киваю всем прохожим.
Сегодня вечер засветил звезду,
И утро обещает быть погожим.
Опять тоска ведет меня туда,
Где слышится мелодия курая.
Должно быть, только в зрелые года
Мы постигаем суть родного края.
И вот теперь, смотря издалека,
Воспоминаньем тронутый до дрожи,
Я понимаю - Белая река
Мне всех на свете рек иных дороже.
По речке облаков плывут стада,
На берегах знаком мне каждый кустик.
И снова сердце просится туда,
Пронизанное журавлиной грустью.
Ведь и птенец, расставшийся с гнездом,
К нему стремится снова возвратиться.
Вот потому мне часто снится дом,
Где мне по счастью довелось родиться.

Примечание:

Водонапорная башня (каланча) – главная достопримечательность Белорецка, визитная карточка города. Памятник истории и культуры. Была построена по немецкому проекту в 1916 г. на средства Белорецкого железоделательного завода. Последняя подача воды была в 1956 г. К 250- летию Белорецка, которое отмечалось в 2012 году, каланчу отреставрировали, восстановив её первоначальный внешний вид.

 

19 января родился врач, русский писатель - демократ, краевед, первый фольклорист Белоречья Белорецкий (Ларионов) Григорий Прокофьевич.

Белорецкий (Ларионов) Григорий Прокофьевич

 

Родился 19 января 1879 года в поселке Белорецкий завод, Верхнеуральского уезда, Оренбургской губернии, ныне г. Белорецк Республики Башкортостан, в семье приказчика. Окончил с золотой медалью Уфимскую гимназию (1896) и Императорскую Военно-медицинскую академию. Санкт – Петербурга (1901). Служил военным врачом в 1904 – 1905 г. г. Григорий Прокофьевич первым начал собирать и изучать устное творчество рабочих Белорецкого завода. На основе собранных материалов в 1902 году им были написаны очерки «Сказитель гусляр в Уральском крае», опубликованные в журнале « Русское богатство». Первой значительной публикацией была статья «Заводская частушка», куда вошли более 500 записанных заводских и бытовых частушек, которые Белорецкий (Ларионов) собирал на заводах Южного Урала. Писал и художественную прозу. В рассказах и очерках из народного быта: «Страдалец», «Юбилеи», «Поздней осенью» и др., вывел галерею героев, разочаровавшихся в жизни. Повесть «На войне» (1905) и ряд примыкающих к ней рассказов обобщили впечатления о русско-японской войне и вызвали цензурные преследования. Вышедшая в свет в 1906 году книга «Без идеи» была запрещена царской цензурой за вольномыслие. В 1907 – 1911 годах Г. П. Ларионов (Белорецкий) подвергался преследованиям со стороны властей, был ограничен во врачебной практике, служил военным врачом в разных гарнизонах. Ему было запрещено проживать как в обеих столицах, так и в родном Белорецке. Жизнь писателя оборвалась трагически в 6. 03. 1913 году в г. Скопин. На том месте, где когда-то стоял родной дом Ларионовых, в память о писателе Григории Прокофьевиче Белорецком (Ларионове) поставлен памятный камень. Потомки писателя, некоторые из которых продолжают врачебную династию Ларионовых, проживают в Белорецке, Уфе и других городах России.

Основные произведения:

Белорецкий, Г. Углежоги [Текст] / Григорий Белорецкий // Белорецкий рабочий.- 1998.- 14 марта.

Белорецкий, Г. Избранное [Текст] / Григорий Белорецкий. - Уфа: Баш. кн. изд., 1958. - 319 с.

Интернет-ссылки:

http://libmap.bashnl.ru/node/154

http://www.publiclibrary.ru/readers/nashgorod/ural-art-catalog-znamenitostey.htm

http://fisechko.ru/yral/186.html

О нём:

Новиков, А. А. Белорецкий Григорий [Текст] / А. А. Новиков // Белорецкая энциклопедия. – Белорецк, 2007. – С. 36.

Узиков, Ю. Писатель из рабочего поселка [Текст] / Ю. Узиков // Истоки.- 2004.- № 12.- С. 13.

Мешков, Ю. А. Белорецкий (Ларионов) Г. П. [Текст] / Ю. А. Мешков // Уральская историческая энциклопедия.- Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000.- С. 79.

Зимина, Н. Слово о писателе – земляке [Текст] / Н. Зимина // Белорецкий рабочий.- 1999. - 5 авг.

Васильев, К. Чтобы помнили… [Текст] / К. Васильев // Белорецкий рабочий.- 1997.- 8 июля.

Усманов, В. Свет души [Текст] / В. Усманов // Белорецкий рабочий.- 1995.- 14 дек.

Балашов, В. О писателе – земляке [Текст] / В. Балашов // Белорецкий рабочий.- 1988. - 1 окт.

Прямков, А. Писатель – демократ [Текст] / А. Прямков // Белорецкий рабочий.- 1979.- 1 февр.

Морозов, И. Певец Урала [Текст] / И. Морозов // Белорецкий рабочий.- 1975.- 25 янв.

Прямков, А. Писатели – белоречане [Текст] / А. Прямков // Белорецкий рабочий.- 1973.- 16 июня.

Сын земли русской [Текст] // Белорецкий рабочий.- 1969.- 18 янв.

Прямков, А. Увековечить память писателя [Текст] / А. Прямков // Белорецкий рабочий.- 1961.- 24 дек.

Алферов, Р. Заново открытый [Текст] / Р. Алферов // Белорецкий рабочий.- 1959.- 27 сент.

Прямков, А. Цензурное дело о запрещении книги «Без идеи» Гр. Белорецкого в 1906 году [Текст] / А. Прямков // Белорецкий рабочий.- 1957.- 12 мая.

Прямков, А. В. Уральский писатель Григорий Белорецкий [Текст] / А. В. Прямков.- М., 1957.

Прямков, А. Григорий Белорецкий [Текст] / А. Прямков // Белорецкий рабочий.- 1956.- 29 янв., 1, 3, 8, 12 февр.

 

Представьте себе, что когда-то на вызов к больным Белорецка сотрудник скорой помощи добирался на единственной имеющейся в его распоряжении лошади. Первое официальное «Положение о станциях скорой медицинской помощи» было утверждено Наркомздравом в 1927 году, а у нас Белорецке эта служба появилась только через три года, в 1930-м.

 

Сегодня мы можем только пофантазировать, как осуществлялся вызов при отсутствии телефонизации, как добирался врач к больным, сколько времени это у него занимало, какие средства были в его аптечке. Но, как известно из утвержденного положения, ехать на вызов следовало полной рысью. И все же сам факт появления медицинской службы, которая должна приехать к больному быстро и оказать первую помощь, стал новым этапом в медицине.
Прогресс не стоял на месте, и в городе появилась машина скорой помощи, а вместе с ней и столичное словечко «карета» скорой помощи. Да и телефон становился не таким уже редким явлением, и для удовлетворения возросших потребностей в первой помощи в 70-х годах в городе выделили уже полторы машины.  Одна машина работала с 8 до 20 часов, а вторая - с 15 часов и до утра. Так и получилось полторы машины. С появлением двух полноценных экипажей помощь стала круглосуточной. Руководил службой старший фельдшер Юрий Федорович Пудич. Официально начав свою деятельность в 1930 году, Белорецкая станция вот уже 85 лет исполняет свою жизненно важную для горожан — в буквальном смысле этих слов - миссию. В разные годы службу возглавляли Алексей Сосновцев, Людмила Ульянова, Анатолий Бурулёв, Мударис Яганшин. Сегодня коллектив станции скорой помощи состоит из пяти врачей высшей категории и 73 фельдшеров под руководством Натальи Стукаловой.
И что бы ни происходило в стране, городе и районе, врачи, фельдшеры и водители станции всегда верой и правдой, по зову сердца служили белоречанам.

Сегодня исполняется 85 лет службе скорой помощи Белорецка. За эти годы отделение прошло значительный путь вперед по оснащенности оборудованием, машинами, но главным по-прежнему остаются хорошие специалисты, люди, преданные своей профессии, знающие, с умелыми руками и отзывчивыми сердцами.

Источники: Николаева, Т. Бригада, на выезд! [Текст] : [85 лет службе скорой помощи г. Белорецка] / Т. Николаева // Белорецкий рабочий. - 2015. - 24 января. - С. 1, 4.

 

В середине декабря 90 лет исполнилось ветерану Великой Отечественной войны, участнику битвы за Кёнигсберг белоречанину Александру Ивановичу Семавину.

 

С августа 1942 года до февраля 1947 года Александр Иванович служил в рядах Советской Армии. Восемнадцатилетним парнем, окончив шестимесячные курсы по подготовке молодых бойцов в учебно-минометном батальоне Белорусского фронта, он вступил в действующую армию – в 854 стрелковый полк связистом. На передовой, выполняя каждый день свои боевые задачи в должностях связиста, минометчика и автоматчика, он в последние дни войны участвовал в освобождении Восточной Пруссии. Весной 45-го участвовал в сражениях за город Кёнигсберг, ныне Калининград. В этот период воины Семавин служил в отряде охраны штаба полка, наряду с разведчиками, оперативными работниками, в роте автоматчиков. Полк под командованием полковника Маренкова освобождал от фашистов восточные границы СССР и территории соседних государств. С боями полк вышел на берега Балтийского моря.
– После освобождения Прусской земли полк получил команду «В поход!», – рассказывает Александр Иванович. – Нас погрузили в вагоны и отправили на Дальний Восток. До места ехали почти месяц. По прибытии в местечко Градеково в звании старшины Семавин готовил минометчиков. В августе 1945 года полк пошел в бой против японских интервентов. 9 августа советские войска перешли границу Китая, с боями дошли до Японии. 3 сентября была объявлена полная капитуляция Японии.
В сентябре 1945 года полк был расформирован, и вчерашний фронтовик старшина Семавин продолжил службу в воздушно-десантном полку в должности командира отделения, обучал вновь призванных молодых воинов. 2 февраля 1947 года он демобилизовался из армии.
Всю войну прошёл без единой царапины, правда, однажды под городом Оршей переболел малярией, пролежал две недели в полковом лазарете.
Вернувшись в родной Белорецк, начал трудиться ремонтником в весовой мастерской. В 1964 году вновь продолжил служить Родине в качестве контролера в следственном изоляторе № 2, который возглавлял тогда Фарит Ханович Ахмадиев, тоже участник Великой Отечественной войны.
Прослужив 20 календарных лет в уголовно-исполнительной системе в 1984 году Александр Иванович ушел на заслуженный отдых. Его боевые и трудовые заслуги перед Отечеством достойно оценены советским и российским правительством, его грудь украшают ордена и медали.
Старшина внутренней службы в отставке Александр Иванович Семавин, преданный служебному долгу, честный, порядочный, отзывчивый и просто замечательный человек, сегодня единственный участник войны в ветеранской организации следственного изолятора № 2. Пройдя тяжелый боевой путь ради Великой Победы, он служил Отечеству и в уголовно-исполнительной системе.

Источники: Щербаков, Н. Долгая и достойная служба Родине [Текст] : [90 лет исполнилось ветерану ВОВ, участнику битвы за Кёнигсберг Александру Ивановичу Семавину] / Н. Щербаков // Белорецкий рабочий. – 2014. – 31 декабря. – С. 8.

 



 

Пожалуй, в каждой семье сохранилась своя коллекция старых открыток. Так называемые открытые письма- нечто большее, чем просто часть истории. Эти открытки радовали советских людей многие годы, в самые счастливые минуты их жизни. Новогодние елочки, шишки, счастливые улыбки весёлых лесных зверьков и белоснежная борода Деда Мороза - всё это неотъемлемые атрибуты новогодних поздравительных открыток. Открытки прошлых лет отражали веяния времени, достижения науки и техники, меняя направление из года в год. Неизменным оставалось одно: теплая и душевная атмосфера, создаваемая этими замечательными картинками. Их покупали заранее штук по 30 и отправляли почтой по разным городам, что бы порадовать родных и близких. Помните? Наши мамы и бабушки знали авторов этих картинок, охотились за открытками с иллюстрациями В. Зарубина или В. Четверикова. Их перерисовывали для новогодних стенгазет и годами хранили в коробках из-под обуви на антресолях и чердаках. Они дарили ощущение приближающегося волшебного праздника Нового года.
Новогодние открытки советских времен по сей день продолжают согревать сердца людей, напоминая о былых временах и праздничном, волшебном запахе ёлки и новогодних мандаринов.Те, кто помнит то время, наверняка будут просматривать эти открытки с чувством ностальгии. Вы обязательно получите море положительных эмоций. Они порадуют абсолютно всех, ведь от них исходит необыкновенный, волшебный свет детства.

 

Что такое Новый год?
Это всё наоборот:
Ёлки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

 

 

Летящий снег роняет ноты
Светлей и чище звуков скрипки.
В безмолвной музыке полёта
Спускаются с небес улыбки.

Спускаются с небес смешинки,
Как мага доброго посланья.
Целуют в губы тайно льдинки,
Даря душе очарованье.

Ложатся под ноги и тают
На лицах новых, просветлённых,
И, ярче звёзд искрясь, сияют
В лучах полуночного солнца.

Оксана Кузнецова

 

Первый снег


Снег идёт ошалело,
Всё идёт и идёт
Первый истинно смелый,
Ставя нечет на чёт.
Снег идёт, засыпая
И деревья, и сны,
Зная то, что растает,
Не дождавшись весны,
Не дождавшись ледянок,
Снегоходов и лыж.
Он сползёт спозаранок
Белым облаком с крыш,
Растечётся по скверам,
Тихо втопчется в грязь,
Но всегда будет первым
Всякий раз, всякий раз.
Снег идёт ошалело
Надо мной, над тобой,
Над такой неумелой,
Но строптивой судьбой.
Скроет стёжки-дорожки,
По которым ходил,
Чтобы больше о прошлом
Никогда не тужил.
А потом, как нарочно,
Весь растает в руках,
Лишь добавит пороши
В седину на висках.

Вячеслав Донской

 

Дети спать пораньше лягут

 

Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.

Год начнется тишиною,
Незнакомой с прошлых зим:
Шум за рамою двойною
Еле-еле уловим.

Но ребят зовёт наружу
Зимний день сквозь лёд стекла -
В освежающую стужу
Из уютного тепла.

Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и новый год!


Елена Махалова

 

Ты впусти меня, зима,
В берендеевы хоромы,
Там хрустальные снега
И серебряные звоны.

Там жемчужные ковры
Ткет метелица под утро,
А сугробы – как шатры
С переливом перламутра.

Подари мне белый плат,
Чтоб пушиночка к пушинке,
По краям – нездешний сад,
Россыпь звезд - по серединке.

Золотятся янтари,
Где безоблачная вечность,
И слетают снегири
На морозное крылечко.

Берендей – счастливый царь
Сыплет корм из рукавицы.
Чисто, радостно, как встарь…
И пусть радость длится, длится.

Н. Н. Зимина

 

Новый год


Что такое Hовый год?
Это - дружный хоровод,
Это - дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки -
Вот, что значит,
Вот, что значит Hовый год!

Что такое Hовый год?
Hовый год - мороз и лед!
И в танцующих снежинках
Hезаметные пружинки -
Вот, что значит,
Вот, что значит Hовый год!

 

 

Без пятнадцати двенадцать

Без пятнадцати двенадцать,
Hо сейчас не лягу спать.
Ведь сегодня светлый праздник
Будем всей семьей встречать.

Из Лапландии далекой
К нам примчался Дед Мороз.
Он сегодня воз подарков
Hам с ребятами привез.

Тут хлопушки озорные
И бенгальские огни.
Маскарадные костюмы,
Разноцветные шары.

Вокруг елочки нарядной
Будем весело играть,
И за стол в двенадцать ровно
Сядем Hовый год встречать.


... Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки как рога.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лег на крыши снег.
В небе звезды яркие водят хоровод.
Старый год прощается - входит Новый год. 

Е.Трутнева

Старый год

Все ждут, конечно, Новый год,
А я - жалею Старый.
Ведь он совсем от нас уйдет!
Мне даже грустно стало.
А я уже привык к нему,
Я за год с ним сдружился.
Я с ним сдружился потому,
Что плавать научился,
Что море видел первый раз
И что сестренка родилась.
Мне правда грустно стало,
Что год уходит Старый.

Е. Григорьева

На мохнатых колких лапах...

На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.

Ю. Щербаков

 

Наш любимый город хорош в любое время года. Но особенное очарование он приобретает в преддверии новогодних праздников. Необычайно волшебно, каждый раз по-своему нарядно поражал убранством центральной ёлки. Давайте вспомним как это было в разные годы. С наступающим!..

 

 

 

 

 

 

 

Музей трудовой славы Белорецкого металлургического комбината для нашего города не менее важен, чем городской, ведь история города ведется с момента образования завода, его развитие и жизнь белоречан неразрывно связаны. Описывать экспозицию этого музея - всё равно что рассказывать историю города и горожан.

 

 

Почти каждый будний день председатель совета ветеранов БМК и руководитель музея Сергей Александрович Болонин проводит экскурсии. Не может не радовать интерес представителей самых разных групп населения. С некоторой ностальгией, испытывая большую радость от встречи и гордость за достижения, в которых есть немалая доля их труда, сюда приходят бывшие работники комбината, сегодняшние ветераны. Вот что написал в книге отзывов один из ветеранов комбината: «Каждый молодой рабочий должен ознакомиться с историей комбината, чтобы почувствовать уважение к его людям и гордиться выпускаемой продукцией». Именно поэтому частыми гостями здесь становятся молодые работники БМК и школьники, многие из которых свяжут свое будущее с основным предприятием города, пойдя по стопам своих родителей. С интересом знакомятся с трудовыми достижениями комбината сотрудники учреждений Белорецка и гости города. Можно прочитать в книге отзывов и приветы из дальних стран: «Мы с удовольствием посетили музей и ощутили чувство гордости от того, что народ Башкортостана является хозяином уникального комбината. Выражаем огромную благодарность за гостеприимство. Делегация из Турции, Стамбул».
Кажется, что само время, а это два с половиной века, сконцентрировалось в залах музея. В витринах, на стендах и в запасниках хранятся около четырех тысяч предметов, макетов и других экспонатов. И хотя экспозиции располагаются по временному признаку, в них соединились дни, годы, десятилетия восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого и нынешнего веков. И эти ощущения не случайны. Ибо традиции, заложенные основателями Белорецкого железоделательного завода в 1762 году, живы и сегодня.
Здесь хранятся копии исторических документов, на основании которых купцы Твердышев и Мясников построили молотовый завод. На стендах размещены сведения обо всех владельцах предприятия, в витринах — чудом сохранившиеся образцы продукции. Особого внимания заслуживает экспозиция, посвященная героическому труду в годы Великой Отечественной войны. Восхищение и добрую зависть вызывают солидные знаки отличия, которыми Белорецкий металлургический комбинат был отмечен в рамках Всесоюзного социалистического соревнования.
К 250-летию предприятия в музее были обновлены многие экспозиции.
В честь предстоящего 70-летия Великой Победы в музее оформлен зал. Стенды в нем тематические: «О тружениках трудового фронта», «Металлурги – герои Советского Союза», «Участники войны», «Обращение ветеранов войны и тружеников тыла к работникам ОАО БМК». Оформлена экспозиция поисковой группы учащихся города под руководством преподавателя Николая Ивановича Лукина. Группа занималась изучением истории 298-го Белорецкого стрелкового полка и посетила в белорусском посёлке Уллы братскую могилу, в которой захоронены 32 воина-белоречанина.
В музее трудовой славы Белорецкого металлургического комбината можно узнать много интересных и необычных историй не только о комбинате, но и о городе. На основе материалов, хранящихся в музее, была написана книга Александра Егорова «Мы мечтали о жизни достойной». Она рассказывает о людях, работавших на металлургическом и сталепроволочно-канатном заводах Белорецка в период войны. В книге есть малоизвестные факты, документы и воспоминания ветеранов войны и труда, которые создают собирательный образ простого человека, невероятным напряжением физических и духовных сил, терпением и выносливостью спасшего мир от фашизма. «Зеркало Белорецкого пруда», в которой автор А.В. Егоров раскрывает историю создания металлургических заводов в Башкирии и Челябинской области в период с середины 18-го века. Более подробно освещена двухсотсорокалетняя история Белорецких заводов.
250-летию металлургического комбината и города посвящена книга А. Старостина «БМК - стальные нити времён». Посвященная 100-летию Белорецкого сталепроволочно-канатного производства книга «Белорецк – метизная столица России», созданная авторской группой ветеранов под руководством Сергея Болонина, повествует об истории сталепроволочно-канатного производства в Белорецке, здесь приводятся многочисленные воспоминания ветеранов, малоизвестные факты освоения и выпуска уникальной метизной продукции, рассказывается о людях, стоящих у истоков СПКП.

Успешная работа музея отмечена высокими наградами: Дипломом Всероссийского общества памятников истории и культуры, за активное участие в охране и пропаганде памятников истории и культуры, Дипломом участника IV Выставки научно-технических и производственных фирм, Благодарственным письмом Совета муниципального района Белорецкий район РБ, за большую научно-просветительскую работу, поддержание духовной связи времен, хранение и приумножение наследия прошлого, Почетной грамотой Министерства черной металлургии СССР, за достижения в улучшении организации трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи.
И Сергей Болонин уверен, что музей комбината не только сохранит лучшие традиции коллектива предприятия, но и продолжит свое развитие:
- Уходят годы, уходят люди, пройденное забывается. Без музея нельзя, он ведь как семейный альбом, где всё-всё про нашу жизнь, и прошлую, и настоящую. Не будет его, что дети да внуки знать о нас будут? Память о достижениях трудового коллектива - важное условие преемственности поколений и движения вперед.

Источники : Николаева, Т. Наше наследие сквозь призму истории [Текст] : [о музее БМК] / Т. Николаева // Белорецкий рабочий. - 2014. - 17 декабря. - С. 2.

 

 

У Белорецкой художественной школы – юбилей: на протяжении четырёх десятков лет её талантливый коллектив не устаёт раскрывать всем желающим мир искусства и творчества.


История школы началась в 1974 году, когда в Белорецк приехали по распределению две молодые выпускницы Уфимского училища искусств, которые должны были создать художественную школу. Задача для них оказалась непростой. Тем более что для занятий не было выделено ни мольбертов, ни инвентаря, ни реквизита. Возникали трудности у девушек и в плане ведения уроков, не хватало педагогического опыта, количество учеников неумолимо уменьшалось. 1 октября 1974 года на основании приказа от 6 августа 1974 года № 4 Министерства культуры исполкома Белорецкого горсовета Башкирской АССР была открыта Художественная школа в г. Белорецке. Школа находилась по ул. Точисского, 29, возглавляла школу Зайнуллина З.
Виктор Петроман, преподаватель, художник, первый директор художественной школы, в то время работал преподавателем рисования и черчения в школе №5 и ему предложили взять в свои руки будущее художественной школы. Начинать пришлось практически с нуля: заново набирались воспитанники, пригласили сотрудничать Владимира Михайловича Домнина и Клавдию Александровну Матвееву. Для занятий отдали четырёхкомнатную квартиру по улице Точисского, что позволило ввести в обучение новые предметы. И скоро появились первые результаты: успешно провели первую выставку художественных работ в кинотеатре «Металлург». В 1977 году, при поддержке первого секретаря парткома Вениамина Сурина, «художка» получила отдельное здание (бывшая школа №2). Перечень преподаваемых дисциплин расширился: появилась скульптура, история искусств и декоративно-прикладное творчество. В коллектив пришли талантливые педагоги: Николай Отставнов, Любовь Телятникова, Юрий Байбордин.
В 1986 году директором школы стал Юрий Константинович Байбордин. И он сразу начал хлопотать насчёт нового здания. В июне 1987 года школа переехала на улицу Ф. Алексеева, получив в своё распоряжение весь первый этаж жилого дома. Был сделан большой выставочный зал, класс скульптуры, мастерские, открылся новый класс художественной резьбы по дереву, позже класс печатной графики, класс профессиональной ориентации. Были приняты и новые преподаватели: С. Клочков, Е. Байбордина, Г. Русяева, Н. Сметнёв и многие другие. В 2007 году художественную школу возглавил Сергей Клочков, благодаря его стараниям был открыт класс эстетического развития для детей 5–7 лет и класс печатной графики. Сейчас в художественной школе занимаются более 400 человек. В общем, школьная жизнь ребят насыщена и разнообразна, каждый может найти то направление, в котором есть вероятность проявить свои способности. Наверное, поэтому так много побед в творческой копилке школы: награды в международном конкурсе художественного творчества детей «Птицы поднебесья» и «7я»; во всероссийском творческом конкурсе рисунка «Сказочная Бавария» г. Санкт-Петербург; в международном первоапрельском конкурсе детского юмористического рисунка «Черниковская котовасия» г. Уфа; во всероссийском фестивале-конкурсе «Одарённые дети России: в мире красок и мелодий» г. Уфа; в международном фестивале г. Владимир и многих других.

Революция и гражданская война, коллективизация и грозные годы Великой Отечественной войны были знаковыми темами советской литературы и отечественного кинематографа. Одна из наиболее известных кинолент – «Вечный зов» - эпический советский телесериал, по одноименному роману Анатолия Иванова, снимался с 1973 по 1983 годы. Значительная часть съемок происходила в Башкирии, а Белорецкий район на несколько лет превратился в огромную съемочную площадку.

 

Новый рисунок (5)

 

Местные жители толпами записывались в массовку и с воодушевлением снимались в кино, а знаменитые московские артисты терпеливо учились вязать снопы, метать сено и работать топором. И сегодня «Вечный зов» не потерял популярности у телезрителей. Фильм продолжает тревожить сердца миллионов людей, заставляя снова и снова переживать нелегкую судьбу героев киноленты.
Белорецкий район для съемок выбрали не случайно. Своеобразной и редкой красотой одарила природа этот уголок Башкирии. Режиссер Валерий Усков вспоминает первые впечатления от увиденного пейзажа.
- Удивительно красивый и необыкновенный край, - говорит Валерий Усков. – В нашей картине речь идет о сибирской тайге, а Белорецк хотя и не Сибирь географически, но почти ни чем от нее не отличается. Живописные горы, реки и непроходимые леса – все это создает потрясающую композицию, без которой невозможно представить знаменитую кинокартину.
Так же  Усков отчетливо помнит знаменитую белорецкую водонапорную башню, которая для местных жителей является достопримечательностью и настоящей хранительницей истории. Кстати говоря, башня функционировала до 1956 года, а до этого времени, она еще исполняла роль пожарной каланчи. На площадке в верхней части ходил бдительный дежурный из городской пожарной команды – тогда пожары не были редкостью
- В фильме эта башня появляется всего один раз – сцена, когда Марья Кафтанова идет по улице Точисского, - продолжает Валерий Усков. – Но эта высотка у меня оставила неизгладимое впечатление, так как тогда это было самое высокое и красивое строение в городе.
В самом Белорецке и сейчас осталось немало артистов, которые играли в сериале эпизодические роли. И хотя прошло уже много лет, белоречане до сих пор помнят все перипетии многолетних съемок и заметно волнуются, рассказывая о том периоде своей «артистической» жизни.
Мухарам Салимов работал в Башкирском драматическом театре и ему доверили роль белогвардейца в пятой серии. Сцена, когда Мухарам Ахметшинович, в роли солдата «беляка» стоит на посту, а отряд Кружилина, выбравшись из «каменного мешка» врывается в лагерь белогвардейцев, запомнилась артисту на всю жизнь.
- По сценарию меня бьет по голове Михаил Кокшенов, который играл роль Молчуна, - вспоминает Мухарам Салимов. – Потом я должен был упасть и не вставать, пока не окончится дубль. Кокшенов нечаянно поскользнулся и с такой силой ударил мне «наганом» по голове, что я на время потерял сознание. Дубль переснимать не стали – все получилось очень реально.
Но на этом неловком моменте приключения солдата-белогвардейца не закончились. После окончания рабочего дня все артисты «беляки» направились в костюмерную переодеваться. Но костюмерша куда-то запропастилась, и артистам пришлось идти по домам прямо в форме.
- Мы шли по улице, а мальчишки бежали рядом и кричали: «Белогвардейцы идут», - рассказывает  Салимов. – А когда заходил домой, моя супруга испугалась и чуть не вскрикнула, ведь мало того, что у меня форма белогвардейца, я еще забыл снять накладные усы. Мы до сих пор с ней вспоминаем этот момент и всегда смеемся.
   Белорецкий дворец культуры в то время был полностью забит оборудованием, костюмами и прочим съемочным реквизитом. Алевтина Куприева, будучи 22-летней девушкой, работала тогда в этом учреждении культуры методистом, а ныне трудится главным администратором. Ей тоже посчастливилось испытать на себе не одну эпизодическую роль в знаменитом сериале. По ее словам во время съемок, город жил только этим фильмом, бурно обсуждая все перипетии съемочного процесса.
- Вот здесь снималась сцена про первомайский субботник, - проводит экскурсию по городу  Куприева. – Из этого здания я выбегала с детской люлькой во время нападения банды Лахновского. А вот здесь мы стояли и слушали по радио объявление о начале войны. Конечно, для нашего города эти съемки были настоящим событием.
Алевтина Николаевна вспоминает знаменитых московских артистов, с которыми она работала бок о бок во время съемок. По ее словам это были совершенно простые люди, которые не страдали завышенной самооценкой и вели себя просто. Кстати, очень любили порыбачить в перерывах между съемками.
- «Звездной болезнью» в то время никто не страдал, чего не скажешь о современных артистах, - вспоминает Алевтина Куприева. – Я помню, как ко мне подошел Петр Вильяминов, который играл в фильме, пожалуй, главную роль – Поликарпа Кружилина, и спросил, нельзя ли где-нибудь сходить в баню. Я сразу договорилась со своей мамой, и она в этот же день затопила баню.
После того, как Петр Вильяминов попарился, мама Алевтины Куприевой накрыла на стол. За обедом гость выпил три рюмки, а от четвертой вежливо отказался.
- Я потом его спрашивала, как сходили в баню, понравилась ли ему моя мама, - продолжает –  Куприева. – Он, смеясь, сказал, что все было хорошо: «А мама, как все мамы. Расспросила сколько у меня детей, и сколько раз я был женат».
Навсегда остался в памяти у Алевтины Николаевны артист Вадим Спиридонов, который играл роль Федора Савельева. По ее словам, он был очень интеллигентным и разносторонним человеком.
- Несмотря на то, что Вадим Спиридонов играл роль негодяя и предателя, в жизни оказался настоящим мужчиной, - рассказывает главный администратор белорецкого ГДК. – Он был немногословен и галантен – всегда подавал в нужный момент женщинам руку. И все знали, что он никогда ни кому не откажет в помощи.
Наша собеседница вспоминает съемки дубля, когда Иван Савельев застрелил своего родного брата Федора. На этом моменте участие в фильме Вадима Спиридонова закончилось.
- Это был очень странный момент, который уже тогда произвел на меня тяжелое впечатление, - говорит Куприева. – Когда Иван выстрелил из автомата в Федора, и он упал под дерево – дубль закончился. Режиссер крикнул Спиридонову, чтобы он вставал, но он продолжал лежать. К нему все подбежали, и спросили что случилось? А он говорит: «Роль моя закончилась, значит, и жизнь моя тоже завершилась». После этого он начала постепенно угасать и умер всего-то в 45 лет. Мистика какая-то…
   Тогда юную сотрудницу белорецкого ГДК впечатлили и другие артисты. Тамара Семина, которая играла роль Анфисы, поразила своим красивым и интересным низким голосом. Федор Валиков, игравший  деда Евсея, в свободное от съемок время, регулярно повторял свою знаменитую фразу: «Раскудрить тебя через коромысло!» А Михаил Кокшенов в жизни полностью соответствовал своей роли «Молчуна» – добрый и непосредственный, как ребенок.
- Кто-то из артистов меня попросил местных грибов, и я принесла, - вспоминает с улыбкой Алевтина Николаевна. – А Кокшенов увидел и искренне обиделся: «А почему мне не принесли?». Но я в этот же день и его порадовала белорецкими грибами. Он тогда меня долго благодарил.
Местный житель Алексей Мартынов рассказывает, как еще мальчишкой, с друзьями бегал на места съемок фильма. На протяжении почти пяти лет, это было самым интересным развлечением местной детворы.
- Было очень интересно, особенно, когда снимались сцены с солдатами и военной техникой, - вспоминает Алексей Мартынов. – Больше всего мне запомнилось, когда мимо нашей железнодорожной станции несколько раз прогоняли состав с танками. По фильму эта станция называлась «Шантара», а на самом деле это станция «Нура».
Совсем юного Алексея поразила сцена съемок момента, когда белогвардейцы казнили на виселице Селантия Савельева.
- Мы смотрели с открытыми ртами – ведь он висел по настоящему, - рассказывает  Мартынов. – Потом он зашевелился и ему подставили скамейку. Оказалось, что у него веревка была протянута под руками, которая была скрыта под одеждой. Но тот страх, который я тогда испытал, вспоминаю до сих пор.
Режисер Валерий Усков говорит, что за пять лет съемок, он успел крепко сдружиться с местными артистами и со многими до сих пор общается.
- Мы созваниваемся и ведем личную переписку, - говорит  Усков. – Мы все вместе создали настоящий шедевр. Недавно, они мне передали изданную книгу. Она называется «Эхо «Вечного зова». Оказывается, участники массовки, которых мы набирали из местных жителей, на свои фотоаппараты снимали весь процесс съемок, включая не только актеров, но и всю съемочную группу. Впечатления от работы в кино они сохранили на всю жизнь — во всяком случае, книга получилась очень толстой.
В наше время фильм все так же любим и востребован. Лента вызывает интерес тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава, во многом благодаря тому, что создатели фильма не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли. В итоге получилась замечательная историческая мелодрама и своеобразная художественная хроника жизни сибиряков, на долю которых выпали три войны, революция, становление нового строя и все те драматические события, которыми так богат был прошлый век.

Источники:

Костицын, Е. Жители Белорецка до сих пор вспоминают участие в сериале "Вечный зов" [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL : http://www.mkset.ru/news/culture/19622/ (дата обращения 08.10.2014)